1 – тормозной диск;
2 – скоба тормозного механизма передних колес;
3 – передний контур;
4 – главный тормозной цилиндр;
5 – бачок с датчиком аварийного падения уровня тормозной жидкости;
6 – вакуумный усилитель;
7 – толкатель;
8 – педаль тормоза;
9 – выключатель сигнала торможения;
10 – тормозные колодки задних колес;
11 – тормозной цилиндр задних колес;
12 – задний контур;
13 – кожух полуоси заднего моста;
14 – нагрузочная пружина;
15 – регулятор давления;
16 – задние тросы;
17 – уравнитель;
18 – передний (центральный) трос;
19 – рычаг стояночного тормоза;
20 – сигнализатор аварийного падения уровня тормозной жидкости;
21 – выключатель сигнализатора стояночного тормоза;
22 – тормозная колодка передних колес.
Особенности конструкции
Автомобиль имеет три независимые тормозные системы: рабочую, запасную и
стояночную. Рабочая тормозная система гидравлическая, двухконтурная (разделена
на передний и задний контуры), с вакуумным усилителем, регулятором давления и
датчиком аварийного падения уровня тормозной жидкости в бачке. Запасная система
образована каждым контуром рабочей. При отказе одного из контуров тормозной
системы второй контур обеспечивает торможение автомобиля, хотя и с меньшей
эффективностью. Стояночная система – механическая, с тросовым приводом от
ручного рычага на тормозные колодки задних колес.
Тормозные механизмы передних колес дисковые, с однопоршневой плавающей скобой (при
торможении поршень прижимает внутреннюю колодку к диску, а скоба, смещаясь в
противоположном направлении, прижимает наружную). Минимально допустимая
остаточная толщина накладок передних тормозных колодок 3 мм. Диски вентилируемые,
установлены на ступицах и крепятся к ним шестью болтами. Минимально допустимая
толщина изношенного диска 19 мм. Скоба состоит из основания, которое крепится
двумя болтами к поворотному кулаку и корпуса, связанного с основанием через
направляющие пальцы. Тормозной цилиндр выполнен в корпусе скобы; с наружной
стороны для защиты от грязи он закрыт резиновым чехлом (пыльником). Внутри
цилиндра имеется проточка, в которую вставлено уплотнительное кольцо (манжета).
Когда при торможении поршень выдвигается из цилиндра, это кольцо слегка
скручивается и после окончания торможения стремится вернуть поршень в исходное
положение. За счет этого поддерживается постоянный минимальный зазор между
диском и тормозными колодками. На цилиндре имеется клапан для прокачки системы.
Тормозные механизмы задних колес барабанные, с двухпоршневыми колесными
цилиндрами и автоматической регулировкой зазора между колодками и барабаном. В
цилиндр с натягом вставлены упорные кольца, ограничивающие свободный ход поршней
(после окончания торможения), за счет чего поддерживается постоянный зазор между
колодками и барабаном. По мере износа колодок кольца сдвигаются на величину
износа. В верхней части тормозных колодок расположены эксцентрики для
регулировки положения колодок после их замены. Минимальная допустимая толщина
накладок задних тормозных колодок – 1 мм. Максимально допустимый внутренний
диаметр тормозного барабана – 283 мм.
Главный тормозной цилиндр с двухсекционным бачком и датчиком аварийного падения
уровня тормозной жидкости крепится к вакуумному усилителю. Поршни в цилиндре
расположены последовательно, ближайший к вакуумному усилителю приводит в
действие тормозные механизмы задних колес, другой поршень – передних. При
отсутствии утечек жидкости ее уровень в бачке главного тормозного цилиндра
должен находиться между метками МАХ и MIN. По мере изнашивания тормозных
накладок уровень понижается. В случае нарушения герметичности тормозной системы
срабатывает датчик и на щитке приборов загорается лампа-сигнализатор красного
цвета. В этом случае доливать жидкость можно только после устранения
неисправности.
Вакуумный усилитель расположен между педальным узлом и главным тормозным
цилиндром и крепится к кронштейну на четырех шпильках. Для увеличения тормозного
усилия используется разрежение во впускном трубопроводе двигателя, с которым
усилитель соединен шлангом. Усилитель неразборной конструкции, при выходе из
строя он заменяется.
Регулятор давления крепится к левому лонжерону рамы. Он корректирует давление
тормозной жидкости в контуре тормозов задних колес, в зависимости от загрузки
автомобиля, что повышает курсовую устойчивость при торможении. Отслеживая через
нагрузочную пружину загрузку задней оси, он ограничивает давление жидкости в
заднем тормозном контуре. При выходе из строя регулятор заменяется. После замены
регулятора или элементов задней подвески необходимо заново отрегулировать
положение нагрузочной пружины относительно заднего моста