1 – первичный вал;
2 – крышка подшипника;
3 – выключатель света заднего хода;
4 – манжета первичного вала;
5 – задний подшипник первичного вала;
6 – шестерня привода промежуточного вала;
7 – сапун;
8 – шестерня III передачи;
9 – передний картер;
10 – шестерня I передачи;
11 – шестерня заднего хода;
12 – штоки переключения передач;
13 – шарик-фиксатор;
14 – пружина;
15 – рычаг переключения;
16 – защитный уплотнитель;
17 – колпак рычага;
18 – корпус рычага переключения;
19 – задний картер;
20 – вторичный вал;
21 – манжеты удлинителя заднего картера;
22 – сталебаббитовая втулка;
23 – шестерня привода спидометра;
24 – привод спидометра;
25 – задний подшипник промежуточного вала;
26 – шестерня V передачи;
27 – болты крепления оси промежуточной шестерни заднего хода;
28 – промежуточная шестерня заднего хода;
29 – промежуточный вал;
30 – маслозаливная пробка.

1 – первичный вал;
2 – крышка подшипника;
3 – манжета первичного вала;
4 – подшипник первичного вала;
5 – кольцо стопорное;
6 – роликовый подшипник вторичного вала;
7 – сапун;
8 – блокирующее кольцо;
9 – муфта включения III–IV передач;
10 – сухарь синхронизатора;
11 – ступица муфты включения III–IV передач;
12 – шестерня III передачи;
13 – игольчатый подшипник;
14 – кольцо стопорное;
15 – полукольцо;
16 – шестерня II передачи;
17 – игольчатый подшипник;
18 – шток переключения;
19 – шестерня I передачи;
20 – вторичный вал;
21 – шестерня заднего хода;
22 – вилка включения V передачи и заднего хода;
23 – ступица муфты включения V передачи и заднего хода;
24 – кольцо стопорное;
25 – болт крепления пластины фиксатора;
26 – шестерня V передачи;
27 – шайба упорная;
28 – подшипник вторичного вала;
29 – защитный уплотнитель;
30 – рычаг переключения;
31 – стопорное кольцо;
32 – шестерня привода датчика спидометра;
33 – корпус рычага переключения;
34 – задний картер;
35 – сталебаббитовая втулка;
36 – манжеты удлинителя заднего картера;
37 – задний подшипник промежуточного вала;
38 – промежуточный вал;
39, 44, 45 – шестерни V, II, III передач промежуточного вала;
40 – болт;
41 – прокладка картера;
42 – пробка сливная;
43 – передний картер;
46 – пробка заливная;
47 – шестерня привода промежуточного вала;
48 – прокладка регулировочная;
49 – передний подшипник промежуточного вала;
50 – ось промежуточной шестерни заднего хода;
51 – промежуточная шестерня заднего хода;
52 – роликовый подшипник шестерни;
53 – болт крепления втулки оси промежуточной шестерни заднего хода.

Особенности конструкции

На автомобилях устанавливается механическая, пятиступенчатая, трехвальная коробка передач с пятой повышающей передачей.

Коробка передач по большинству деталей унифицирована с коробкой, устанавливаемой на автомобилях ГАЗ-3110 «Волга». Отличия коробки передач автомобилей «Газель» заключаются в больших передаточных числах на всех передачах, кроме четвертой, а также в более высоком корпусе рычага переключения и удлиненном нижнем конце рычага.

Картер коробки передач состоит из двух частей — переднего и заднего картеров, отлитых из алюминиевого сплава и соединенных через прокладку десятью болтами в плоскости, перпендикулярной оси валов. Для обеспечения соосности гнезд подшипников и отверстий под штоки механизма переключения картеры сцентрированы друг с другом через установочные втулки. В расточках картеров на радиальных шариковых подшипниках установлены первичный, вторичный и промежуточный валы с косозубыми шестернями постоянного зацепления. Шестерни вторичного вала размещены на роликовых (игольчатых) подшипниках с пластмассовыми сепараторами. Шестерни второй, третьей, пятой передач и привода промежуточного вала напрессованы на промежуточный вал и образуют блок шестерен. Зубья шестерни первой передачи (и одновременно передачи заднего хода) нарезаны непосредственно на промежуточном валу. Косозубая промежуточная шестерня заднего хода получает постоянное вращение от промежуточного вала при движении на всех передачах и нейтральном положении рычага переключения. Ее опорой служит роликовый подшипник на неподвижной оси, прикрепленной к обоим картерам.

Все передачи снабжены инерционными синхронизаторами. Их зубчатые венцы соединяются с шестернями посредством мелких шлицев.

Механизм переключения передач состоит из штоков с вилками и головками, в пазах которых размещен нижний конец рычага переключения. Фиксация включенных передач осуществляется подпружиненными шариками. Блокировочное устройство, состоящее из двух плунжеров и стопорного пальца, препятствует включению двух передач одновременно. Рычаг переключения снабжен демпферным устройством, предотвращающим его дрожание (резонанс) при высокой частоте вращения коленчатого вала.

Задний шлицевой конец вторичного вала входит в зацепление со скользящей вилкой карданной передачи. Хвостовик вилки входит в сталебаббитовую втулку удлинителя заднего картера коробки передач и, перемещаясь в этой втулке и по шлицам вторичного вала, компенсирует осевое перемещение карданной передачи при работе задней подвески.

На вторичном валу установлена ведущая винтовая шестерня привода спидометра.

Смазка коробки передач осуществляется трансмиссионным маслом, заливаемым в картер в объеме 1,2 л.

Для заливки и слива масла служат заливные и сливная пробки с конической самоуплотняющейся резьбой. Сливная пробка имеет магнит для улавливания мелких металлических частиц. Заливные пробки расположены на боковых стенках картера с обеих сторон.